четвер, 15 січня 2015 р.

АЛГЕБРАЇЧНІ ЗАДАЧІ НА ДОВЕДЕННЯ

АЛГЕБРАЇЧНІ ЗАДАЧІ НА ДОВЕДЕННЯ
1. Доказательство от обратного (противного).
Один из часто используемых методах в доказательстве. Его принцип состоит в том, что доказательство суждения (тезиса) осуществляется через опровержение противоречящего ему суждения (антитезиса). Опровержение антитезиса достигается установлением факта того, что он не совместим с каким-то уже заведомо истинным суждением.
Доказательство истинности утверждения A проводится следующим образом. Сначала принимают, что суждение A - ложно. Затем доказывают, что в таком случае, некоторое утверждение B было бы верно (хотя оно заведомо неверно). Полученное противоречие показывает, что исходное предположение было неверно (предположение, что А - ложно). А потому утверждение А - истинно по закону двойного отрицания (¬(¬А) равносильно А).

Пример:
Доказать, что sqrt из двух- иррациональное число.
Доказательство: Докажем утверждение от обратного. Допустим число корень из двух- рациональное. Тогда по определению рационального числа, его можно представить в виде несократимой дроби m/n, где mZ, nN.
корень из двух= m/n. Поднесем в квадрат:
3 = m2/n2.
m2 = 3n2.
m2 делится на 3, а значит и m делится на 3. Тогда m2 делится на 9. Раз так, то и n2 делится на 3, а потому и n делится на 3. Получается - что дробь m/n сократима. Мы пришли к противоречию исходного суждения (что число рационально). Потому число корень из двух- иррациональное.

2. Метод математической индукции.
Один из основных методов доказательства. Смысл его состоит в следующем. Допустим у нас есть последовательность утверждений A1, A2, ... , An, An+1, ..., где nN. Все утверждения будут истинными, если:
1) Будет доказана база индукции, т.е. истинность утверждения A1;
2) Будет доказан переход, т.е. для любого n будет доказано, что если утверждение An - верно, то верно и утверждение An+1.

Пример:
Доказать, что если kN, то число k2 - k - четное.
Решение: Решим задачу с помощью метода математической индукции.
Проверим базу индукции - при k = 1, k2 - k = 0 - число четное.
Докажем переход. Допустим при некотором k = n, число n2 - n - четное. Докажем, что k = n+1 число (n + 1)2 - (n + 1) - тоже четное. Но (n + 1)2 - (n + 1) = n2 + 2n + 1 - n - 1 = n2 + n = n2 - n + 2n. Число n2 - n - четное, согласно предположению и 2n - четное. Сумма четных чисел - четная. Переход доказан.
Потому при любом kN число k2 - k - четное.

Существуют и другие вариации метода математической индукции. Например, есть последовательность утверждений B1, B2, ... , Bn, Bn+1, ..., где nN. Все утверждения будут истинными, если:
1) Будет доказана истинность утверждения B1;
2) Для любого n будет доказано, что если утверждения B1, ... , Bn - верны, то верно и утверждение Bn+1.
Это т.н. принцип полной математической индукции.

3. Принцип Дирихле.
Очевидный, простой в понимании, но в то же время, довольно мощный метод решения задач состоит в следующем: если A элементов разбиты на a групп, причем A > a, то хотя в одной группе будет находится более одного элемента (A, aN). Данный принцип, являющийся одной из форм метода от противного, был сформулирован известным немецким математиком Дирихле и зачастую формулируется так: Если в n клетках сидит m зайцев и m > n, то хотя бы в одной клетке сидят более одного зайца.
Главная цель в решении такого рода задач - определение "зайцев" и "клеток" в даной конкретной задаче. Чаще всего - это самый трудный этап в решении, так как выбор не всегда очевиден.
Очень ценным является то, что даный метод дает неконструктивное доказательство (ведь мы точно не можем указать, в какой именно клетке находятся более одного зайца); в отличие от конструктивного, когда нужно идти путем полного построения или явно указывать искомый объект, что зачастую приводит к значительным трудностям и затратам времени.

Пример:
Дано 7 различных натуральных чисел. Доказать, что из них можно выбрать два числа, чтобы их разность делилась на 6.
Доказательство: При делении на 6 существует шесть различных остатков: 0, 1, 2, 3, 4, 5. Применим принцип Дирихле. В даному случае "клетками" будут остатки, а "зайцами" - числа. Зайцев 7, а чисел 6. Потому как минимум два числа имеют одинаковые остатки.
Пусть эти числа x и y (x, yN)
Тогда x = 6p + r, а y = 6q + r. А значит x - y = 6(p - q).
Что и требовалось доказать.

4. Метод раскраски..
Суть данного метода состоит в следующем. Раскрасив некоторые ключевые элементы, которые фигурируют в задаче в несколько цветов, исследовать, что будет происходить, если выполнять условия задачи. Цвет позволяет значительно упростить понимание процесса, фигурируемого в условии, и зачастую приводит к решению. Этот метод позволяет эффективно решать ряд задач, в частности, игровые и шахматные задачи.

Пример:
Дан квадрат клетчатой бумаги размером 8 x 8, из которого вырезаны две крайние диагональные клетки (верхняя-правая и нижняя-левая). Можно ли полученную фигуру покрыть прямоугольниками размером 1 x 2?
Решение: Раскрасим наш обрезанный квадрат с помощью двух цветов в шахматную расцветку. Заметим, что отрезанные диагональные клетки будут одного цвета. Отметим также, что в нашем раскрашенном квадрате любые соседние две клетки (имеющие общую сторону) будут разного цвета. Это значит, что любой прямоугольник размером 1 x 2, которым мы будем пытаться покрыть обрезанный квадрат будет покрывать клетки обоих цветов. И если мы сможем покрыть обрезанный квадрат прямоугольниками 1 x 2, то будет покрыто одинаковое количество клеток с разными цветами; то есть фигура должна содержать одинаковое количество клеток обоих цветов. Но так как мы отрезали диагональные клетки одного цвета, то их количество в обрезанном квадрате на две меньше. Это означает, что мы не сможем польностью покрыть указанный обрезанный квадрат прямоугольниками 1 x 2.




Доказать, что при x > 0 и n є N выполняется неравенство:
Довести, що для довільних додатніх значень х і натуральних значень n виконується нерівність: 1 + хn-1 >= (1 + x) 1:n.
Доказательство:
Використаємо нерівність Коші для  n чисел, якщо вважатимемо x1 = x2 = ... = xn-1 = 1, xn = 1 + x.
Воспользуемся неравенством Коши для n чисел, взяв их следующим образом:
x1 = x2 = ... = xn-1 = 1, xn = 1 + x

Розв’язати рівняння:
Вказівка. Виділити повні квадрати під квадратними коренями і  розв’язати модульне рівняння.  Так як права частина рівняння дорівнює 1, тоді варто обмежити значення кожного із двох доданків лівої частини від нуля до одиниці. Тому х = 2. Відповідь х = 2.
Решить уравнение

Указание:  Выделите под корнями полніе квадраты разниц.
Доказать, что при всех x є [0; π/2] выполняется неравенство xcosx < .
Доказательство: ля x ≥ 0 выполняется неравенство sinxx; потому для x є [0; π/2] имеем:
    xcosx = xsin(π/2 - x) ≤ x(π/2 - x) ≤ π2/16.
    А так как π < 3.2, > 1.4, то π2 < 10.24, а 8 > 11.2 . Таким образом
    xcosxπ2/16 < 10.24/16 < 11.2/16 < Что и требовалось доказать
.

Решить уравнение 2[x] = 1 + 2x, где [x] - целая часть числа x.
Ответ: x = -1/4, x = 0, x = 7/2
Решение: Преобразуем исходное уравнение в 2[x] - 1 = 1/2 + [x] + {x}, где {x} = x - [x].
При [x] ≤ -2, 2[x] - 1 > 1/2 + [x] + {x}(*), так как правая часть отрицательная. Докажем при помощи метода мат.индукции по [x], что при [x] ≥ 4 неравенство (*) также выполняется.
База: [x] = 4, тогда 24 - 1 = 8 > 51/2 > 1/2 + 4 + {x}. База доказана.
Переход индукции: Пусть при неком [x] имеет место 2[x] - 1 = 1/2 + [x] + {x}.
Докажем верность 2[x] + 1 - 1 = 1/2 + [x] + 1 + {x}.
Согласно переходу: 2[x] = 2(1/2 + [x] + {x}) = 1/2 + [x] + {x} + 1/2 + [x] + {x} > 1/2 + [x] + {x} + 4 > 1/2 + [x] + 1 + {x}. Что и требовалось доказать.
Осталось проверить случаи, когда [x] = -1, 0, 1, 2, 3. Перебирая их, находим ответы: x = -1/4, x = 0, x = 7/2


Пусть a, b, c, d - целые числа. Доказать, что выражение
((a - c)2 + (b - d)2)(a2 + b2) - (ad - bc)2 является квадратом целого числа.
Указание: Докажите, что ((a - c)2 + (b - d)2)(a2 + b2) - (ad - bc)2 = (a2 + b2 - ac - bd)2.

Для каких натуральных чисел k существуют такие натуральные числа m и n, что mk + n и nk + m одновременно являются k-ыми степенями некоторых натуральных чисел?
Ответ:
Решение: Если k = 1, то числа m и n могут быть любыми. Для k ≥ 2 таких натуральных чисел не существует. Докажем от противного.
Пусть это не так. Тогда существует такое натуральное число p ≥ 1, для которого
mk + n = (m + p)k. Отсюда получаем:
n = (m + p)k - mk = ((m + p) - m)((m + p)k - 1 + (m + p)k - 2m + ... + (m + p)mk - 2 + mk - 1) >
p(mk - 1 + mk - 1 + ... + mk - 1) = pkmk - 1 > m. Т.е. n > m.
Аналогично, рассматривая другое число, доказывается, что m > n. Противоречие. Значит единственный ответ: k = 1

Каких значений может достигать ab + cd, если a2 + b2 = 1, c2 + d2 = 1 и ac + bd = 0?
Ответ:
Решение: Приведенные условия означают в совокупности, что векторы e = (a,b) и f = (c,d) единичные и взамно перпендикулярны.
Потому e = (cos φ, sin φ), f = (cos ψ, sin ψ), причем |φ - ψ| = π/2. Пусть, например ψ = φ + π/2. Тогда f = (-sin φ, cos φ). А потому ab + cd = 0



Вычислить сумму 1/1·3 + 1/3·5 + ... + 1/(2n - 1)·(2n + 1),  где nN.
Указание: Воспользуйтесь равенством 1/k·(k + 2) = 1/2(1/k - 1/(k + 2))
Ответ: n/(2n + 1).


Вычислить сумму 0/1 + 1/2! + 2/3! + ... + (n - 1)/n!, где nN.
Указание: Воспользуйтесь равенством (k - 1)/! = 1/(k - 1)! - 1/!
Ответ: 1 - 1/n!


Вычислить сумму 1·1! + 2·2! + 3·3! + ... n·n!, где nN.
Указание:  Воспользуйтесь равенством k!k = (k + 1)! - k!
Ответ:  (n + 1)! - 1,


Доказать, что если p и q нечетные, то уравнение x10 + px7 + q = 0 не имеет целых решений.
Указание: Допустим, что x - четное, т.е. x = 2n (nZ). Тогда уравнение принимает вид:
(2n)10 + (2n)7p + q = 0. Первое слагаемое четное, второе - четное, третье - нечетное. Потому левая часть нечетная. А правая - четная. Имеем противоречие. Четным x не может быть.
Предположим, что x - нечетное, т.е. x = 2n + 1 (nZ). Тогда уравнение будет иметь вид:
(2n + 1)10 + (2n + 1)7p + q = 0. Первое слагаемое нечетное, второе - нечетное и третье, по условию, - нечетное. Потому и вся левая часть - нечетная. А правая - четная. Противоречие. x - не нечетное. Получается, что x не может быть ни четным, ни нечетным. А значит, x - не целое число







Определить a так, чтобы один из корней уравнения 4x2 - 15x + 4a = 0 был квадратом другого.
Указание:
Ответ:


Немає коментарів:

Дописати коментар