АЛГЕБРАЇЧНІ ЗАДАЧІ НА ДОВЕДЕННЯ
1. Доказательство
от обратного (противного).
Один из часто
используемых методах в доказательстве. Его принцип состоит в том, что
доказательство суждения (тезиса) осуществляется через опровержение
противоречящего ему суждения (антитезиса). Опровержение антитезиса достигается
установлением факта того, что он не совместим с каким-то уже заведомо истинным
суждением.
Доказательство
истинности утверждения A проводится следующим образом. Сначала принимают, что
суждение A - ложно. Затем доказывают, что в таком случае, некоторое утверждение
B было бы верно (хотя оно заведомо неверно). Полученное противоречие
показывает, что исходное предположение было неверно (предположение, что А -
ложно). А потому утверждение А - истинно по закону двойного отрицания (¬(¬А)
равносильно А).
Пример:
Доказать, что
- иррациональное число.

Доказательство:
Докажем утверждение от обратного. Допустим число
- рациональное. Тогда по
определению рационального числа, его можно представить в виде несократимой
дроби m/n, где m ∈ Z, n
∈ N.


3 = m2/n2.
m2 = 3n2.
m2 делится
на 3, а значит и m делится на 3. Тогда m2 делится на
9. Раз так, то и n2 делится на 3, а потому и n делится
на 3. Получается - что дробь m/n сократима.
Мы пришли к противоречию исходного суждения (что число рационально). Потому
число
- иррациональное.

Один из основных
методов доказательства. Смысл его состоит в следующем. Допустим у нас есть
последовательность утверждений A1, A2, ...
, An, An+1, ..., где n ∈ N.
Все утверждения будут истинными, если:
1) Будет доказана база
индукции, т.е. истинность утверждения A1;
2) Будет доказан переход,
т.е. для любого n будет доказано, что если утверждение An
- верно, то верно и утверждение An+1.
Пример:
Доказать, что если
k ∈ N, то число k2 - k - четное.
Решение: Решим
задачу с помощью метода математической индукции.
Проверим базу
индукции - при k = 1, k2 - k = 0 - число
четное.
Докажем переход.
Допустим при некотором k = n, число n2 - n
- четное. Докажем, что k = n+1 число (n + 1)2 -
(n + 1) - тоже четное. Но (n + 1)2 - (n + 1) = n2
+ 2n + 1 - n - 1 = n2 + n = n2
- n + 2n. Число n2 - n - четное,
согласно предположению и 2n - четное. Сумма четных чисел - четная.
Переход доказан.
Потому при любом k
∈ N число k2 - k - четное.
Существуют и
другие вариации метода математической индукции. Например, есть
последовательность утверждений B1, B2, ...
, Bn, Bn+1, ..., где n ∈ N.
Все утверждения будут истинными, если:
1) Будет доказана
истинность утверждения B1;
2) Для любого n
будет доказано, что если утверждения B1, ... , Bn
- верны, то верно и утверждение Bn+1.
Это т.н. принцип
полной математической индукции.
3. Принцип
Дирихле.
Очевидный, простой
в понимании, но в то же время, довольно мощный метод решения задач состоит в
следующем: если A элементов разбиты на a групп, причем A
> a, то хотя в одной группе будет находится более одного элемента (A,
a ∈ N). Данный принцип, являющийся одной из форм метода от
противного, был сформулирован известным немецким математиком Дирихле и зачастую
формулируется так: Если в n клетках сидит m зайцев и m
> n, то хотя бы в одной клетке сидят более одного зайца.
Главная цель в
решении такого рода задач - определение "зайцев" и "клеток"
в даной конкретной задаче. Чаще всего - это самый трудный этап в решении, так
как выбор не всегда очевиден.
Очень ценным
является то, что даный метод дает неконструктивное доказательство (ведь мы
точно не можем указать, в какой именно клетке находятся более одного зайца); в
отличие от конструктивного, когда нужно идти путем полного построения или явно
указывать искомый объект, что зачастую приводит к значительным трудностям и
затратам времени.
Пример:
Дано 7 различных
натуральных чисел. Доказать, что из них можно выбрать два числа, чтобы их
разность делилась на 6.
Доказательство:
При делении на 6 существует шесть различных остатков: 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Применим принцип Дирихле. В даному случае "клетками" будут остатки, а
"зайцами" - числа. Зайцев 7, а чисел 6. Потому как минимум два числа
имеют одинаковые остатки.
Пусть эти числа x
и y (x, y ∈ N)
Тогда x = 6p
+ r, а y = 6q + r. А значит x - y =
6(p - q).
Что и требовалось
доказать.
4. Метод
раскраски..
Суть данного
метода состоит в следующем. Раскрасив некоторые ключевые элементы, которые
фигурируют в задаче в несколько цветов, исследовать, что будет происходить,
если выполнять условия задачи. Цвет позволяет значительно упростить понимание
процесса, фигурируемого в условии, и зачастую приводит к решению. Этот метод
позволяет эффективно решать ряд задач, в частности, игровые и шахматные задачи.
Пример:
Дан квадрат
клетчатой бумаги размером 8 x 8, из которого вырезаны две крайние диагональные
клетки (верхняя-правая и нижняя-левая). Можно ли полученную фигуру покрыть
прямоугольниками размером 1 x 2?
Решение: Раскрасим
наш обрезанный квадрат с помощью двух цветов в шахматную расцветку. Заметим,
что отрезанные диагональные клетки будут одного цвета. Отметим также, что в
нашем раскрашенном квадрате любые соседние две клетки (имеющие общую сторону)
будут разного цвета. Это значит, что любой прямоугольник размером 1 x 2,
которым мы будем пытаться покрыть обрезанный квадрат будет покрывать клетки
обоих цветов. И если мы сможем покрыть обрезанный квадрат прямоугольниками 1 x
2, то будет покрыто одинаковое количество клеток с разными цветами; то есть
фигура должна содержать одинаковое количество клеток обоих цветов. Но так как
мы отрезали диагональные клетки одного цвета, то их количество в обрезанном
квадрате на две меньше. Это означает, что мы не сможем польностью покрыть
указанный обрезанный квадрат прямоугольниками 1 x 2.

Доказать, что при x > 0 и n є N выполняется неравенство:
Довести, що для довільних
додатніх значень х і натуральних значень n
виконується нерівність: 1 + хn-1 >= (1
+ x) 1:n.

Доказательство:
Використаємо нерівність Коші
для n чисел, якщо
вважатимемо x1 = x2 = ... = xn-1
= 1, xn = 1 + x.
Воспользуемся неравенством Коши для n чисел,
взяв их следующим образом:
x1 = x2 = ... = xn-1
= 1, xn = 1 + x
Вказівка. Виділити повні
квадрати під квадратними коренями і
розв’язати модульне рівняння. Так
як права частина рівняння дорівнює 1, тоді варто обмежити значення кожного із
двох доданків лівої частини від нуля до одиниці. Тому х = 2. Відповідь х = 2.
Решить уравнение 

Указание:
Выделите под корнями полніе квадраты разниц.
Доказательство:
ля x ≥ 0
выполняется неравенство sinx ≤ x; потому для x є [0; π/2] имеем:
xcosx = xsin(π/2 - x) ≤ x(π/2 - x) ≤ π2/16.
А так как π < 3.2,
> 1.4, то π2 <
10.24, а 8
> 11.2 . Таким образом
xcosx ≤ π2/16 < 10.24/16 < 11.2/16 <
Что и требовалось доказать.
xcosx = xsin(π/2 - x) ≤ x(π/2 - x) ≤ π2/16.
А так как π < 3.2,


xcosx ≤ π2/16 < 10.24/16 < 11.2/16 <

Ответ:
x = -1/4, x
= 0, x = 7/2
Решение: Преобразуем исходное уравнение в 2[x] - 1 = 1/2 + [x] + {x}, где {x} = x - [x].
При [x] ≤ -2, 2[x] - 1 > 1/2 + [x] + {x}(*), так как правая часть отрицательная. Докажем при помощи метода мат.индукции по [x], что при [x] ≥ 4 неравенство (*) также выполняется.
База: [x] = 4, тогда 24 - 1 = 8 > 51/2 > 1/2 + 4 + {x}. База доказана.
Переход индукции: Пусть при неком [x] имеет место 2[x] - 1 = 1/2 + [x] + {x}.
Докажем верность 2[x] + 1 - 1 = 1/2 + [x] + 1 + {x}.
Согласно переходу: 2[x] = 2(1/2 + [x] + {x}) = 1/2 + [x] + {x} + 1/2 + [x] + {x} > 1/2 + [x] + {x} + 4 > 1/2 + [x] + 1 + {x}. Что и требовалось доказать.
Осталось проверить случаи, когда [x] = -1, 0, 1, 2, 3. Перебирая их, находим ответы: x = -1/4, x = 0, x = 7/2
Решение: Преобразуем исходное уравнение в 2[x] - 1 = 1/2 + [x] + {x}, где {x} = x - [x].
При [x] ≤ -2, 2[x] - 1 > 1/2 + [x] + {x}(*), так как правая часть отрицательная. Докажем при помощи метода мат.индукции по [x], что при [x] ≥ 4 неравенство (*) также выполняется.
База: [x] = 4, тогда 24 - 1 = 8 > 51/2 > 1/2 + 4 + {x}. База доказана.
Переход индукции: Пусть при неком [x] имеет место 2[x] - 1 = 1/2 + [x] + {x}.
Докажем верность 2[x] + 1 - 1 = 1/2 + [x] + 1 + {x}.
Согласно переходу: 2[x] = 2(1/2 + [x] + {x}) = 1/2 + [x] + {x} + 1/2 + [x] + {x} > 1/2 + [x] + {x} + 4 > 1/2 + [x] + 1 + {x}. Что и требовалось доказать.
Осталось проверить случаи, когда [x] = -1, 0, 1, 2, 3. Перебирая их, находим ответы: x = -1/4, x = 0, x = 7/2
Пусть a, b, c, d
- целые числа. Доказать, что выражение
((a - c)2 + (b - d)2)(a2 + b2) - (ad - bc)2 является квадратом целого числа.
((a - c)2 + (b - d)2)(a2 + b2) - (ad - bc)2 является квадратом целого числа.
Указание: Докажите, что ((a - c)2
+ (b - d)2)(a2 + b2)
- (ad - bc)2 = (a2 + b2
- ac - bd)2.
Для каких натуральных чисел k
существуют такие натуральные числа m и n, что mk
+ n и nk + m одновременно являются k-ыми
степенями некоторых натуральных чисел?
Ответ:
Решение:
Если k = 1,
то числа m и n могут быть любыми. Для k ≥ 2 таких
натуральных чисел не существует. Докажем от противного.
Пусть это не так. Тогда существует такое натуральное число p ≥ 1, для которого
mk + n = (m + p)k. Отсюда получаем:
n = (m + p)k - mk = ((m + p) - m)((m + p)k - 1 + (m + p)k - 2m + ... + (m + p)mk - 2 + mk - 1) >
p(mk - 1 + mk - 1 + ... + mk - 1) = pkmk - 1 > m. Т.е. n > m.
Аналогично, рассматривая другое число, доказывается, что m > n. Противоречие. Значит единственный ответ: k = 1
Пусть это не так. Тогда существует такое натуральное число p ≥ 1, для которого
mk + n = (m + p)k. Отсюда получаем:
n = (m + p)k - mk = ((m + p) - m)((m + p)k - 1 + (m + p)k - 2m + ... + (m + p)mk - 2 + mk - 1) >
p(mk - 1 + mk - 1 + ... + mk - 1) = pkmk - 1 > m. Т.е. n > m.
Аналогично, рассматривая другое число, доказывается, что m > n. Противоречие. Значит единственный ответ: k = 1
Каких значений может достигать ab + cd,
если a2 + b2 = 1, c2 + d2
= 1 и ac + bd = 0?
Ответ:
Решение:
Приведенные условия
означают в совокупности, что векторы e = (a,b) и f
= (c,d) единичные и взамно перпендикулярны.
Потому e = (cos φ, sin φ), f = (cos ψ, sin ψ), причем |φ - ψ| = π/2. Пусть, например ψ = φ + π/2. Тогда f = (-sin φ, cos φ). А потому ab + cd = 0
Потому e = (cos φ, sin φ), f = (cos ψ, sin ψ), причем |φ - ψ| = π/2. Пусть, например ψ = φ + π/2. Тогда f = (-sin φ, cos φ). А потому ab + cd = 0
Указание:
Воспользуйтесь
равенством 1/k·(k + 2) = 1/2(1/k
- 1/(k + 2))
Ответ:
n/(2n + 1).
Указание:
Воспользуйтесь
равенством (k - 1)/k ! = 1/(k
- 1)! - 1/k !
Ответ:
1 - 1/n!
Указание:
Воспользуйтесь равенством k!k = (k
+ 1)! - k!
Ответ:
(n + 1)! - 1,
Указание:
Допустим, что x
- четное, т.е. x = 2n (n ∈ Z). Тогда уравнение
принимает вид:
(2n)10 + (2n)7p + q = 0. Первое слагаемое четное, второе - четное, третье - нечетное. Потому левая часть нечетная. А правая - четная. Имеем противоречие. Четным x не может быть.
Предположим, что x - нечетное, т.е. x = 2n + 1 (n ∈ Z). Тогда уравнение будет иметь вид:
(2n + 1)10 + (2n + 1)7p + q = 0. Первое слагаемое нечетное, второе - нечетное и третье, по условию, - нечетное. Потому и вся левая часть - нечетная. А правая - четная. Противоречие. x - не нечетное. Получается, что x не может быть ни четным, ни нечетным. А значит, x - не целое число
(2n)10 + (2n)7p + q = 0. Первое слагаемое четное, второе - четное, третье - нечетное. Потому левая часть нечетная. А правая - четная. Имеем противоречие. Четным x не может быть.
Предположим, что x - нечетное, т.е. x = 2n + 1 (n ∈ Z). Тогда уравнение будет иметь вид:
(2n + 1)10 + (2n + 1)7p + q = 0. Первое слагаемое нечетное, второе - нечетное и третье, по условию, - нечетное. Потому и вся левая часть - нечетная. А правая - четная. Противоречие. x - не нечетное. Получается, что x не может быть ни четным, ни нечетным. А значит, x - не целое число
Указание:
Ответ:
Немає коментарів:
Дописати коментар